Кто русские-диповани?

“Будучи этносом славянского происхождения, русские-липоване являются потомками староверов, то есть сторонников российского православия в форме его старинного вероисповедания, которые покинули свою родину в XVII-XVIII веках вследствие раскола Русской официальной Церкви, что было трагическим последствием культовой реформы, проведённой по инициативе царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого) и патриарха России Никона (1652-1658). Реформа, начатая в 1654 г., которая предусматривала изменение церковного ритуала, была принята Собором Православной Русской Церкви в 1667 г. Те, кто не подчинялся новым канонам, были преданы анафеме и объявлены еретиками, раскольниками (названные так ошибочно, ибо не они были инициаторами раскола и последовавшего за ним разъединения). Среди тех, кто воспротивился реформе, будучи последователями веры пращуров, следует упомянуть Коломенского епископа Павла, Макария Новогородского, протопопов Аввакума, Неронова, боярыню Морозову и других.

Первые документальные свидетельства присутствия староверов (придерживающихся старой веры, называемых также строобрядцами) на территории Румынии относятся к 1724 -1740 гг. Они обосновались в местностях Молдовы, где были названы липованами (Соколинць – Липовень Сучавского уезда в 1724 г., Думаска Васлуйского уезда в 1730 г., в Маноли, Леспезь и Брэтешть Сучавского уезда в 1740 г.).

Как утверждал Богдан Петричейку-Хашдэу, который включил в свою книгу Istoria tolerantei religioase in Romania. Lipovenii (История религиозной толерантности. Липованы) рассказ монаха Парфения, относящийся к середине ХIХ века: “Недалеко от городка Фэлтичень, между реками Молдова и Сирет, находится селение Мануиловка, жители которого […] пришли сюда из России, они здесь более 150 лет” (значит, приблизительно с 1700 г.).

В Добрудже, находящейся в первой половине ХVIII века в составе Османской империи, обосновались также и донские казаки из войска атамана Игната Некрасова, того, который организовал социальную жизнь казаков по правилам, заключавшимися в “Заповеди Игната”, за что здесь их назвали некрасовцами. От них сохранилось до наших дней название озера Разельм – Разин в Добрудже в память руководителя казацкого восстания ХVII века, Степана Разина. По мнению профессора истории из Сарикёя Тульчинского уезда, Севастьяна Феногена (см. “Зори” № 11/2002), “враждебность окружающих заставило их отказаться от имени некрасовцев. […] Так начал проявлять себя «заговор молчания» ещё с первой половины ХIХ в., не имеющий организованного характера. […] Большинство добруджских некрасовцев остались в Дельте и в прилегающих к ней зонах, будучи вынужденными обстоятельствами сменить лишь имя, приняв этноним липован”.

В книге Сарикёй. Страницы истории, профессор Севастьян Феноген высказывает оспариваемое некоторыми мнение, что “Год документальной аттестации существования селения может считаться 1651. […] Устная традиция, зарегистрированная в конце ХIХ века в Большом Румынском Географическом Словаре , упоминает о временном проживании Степана Разина в крепости Енисала (в нескольких километрах на юг от Сарикёя), а также Ваньки Каина на острове Попино (на северо-восток от Сарикёя) и Тришки-Расстрижки на острове Бисерикуца (Церковка). Это не могло произойти до 1670-го года (т.к. между 1670-1671 гг. Степан Разин находился во главе восстания казаков на Дону)”.”

(Фрагменты из справочника Общины русских-липован Светланы Молдован, Издательство Арарат, Бухарест, 2004)

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s